Применяемые порошки легированы бором и кремнием, образующие легкоплавкие
флюсы при взаимодействии материала покрытия с поверхностью напыляемой детали.
Бор и кремний снижают температуру оплавления покрытия и повышают жидкотекучесть
расплава, а наличие в составе сплавов твёрдых борида хрома и комплексных
карбоборидов обеспечивают твёрдость и износостойкость покрытия.
Эти положительные свойства сплавов позволяют создать на поверхности стальных
и чугунных изделий плотные, с высокой прочностью сцепления покрытия,
а возможность регулирования в широком диапазоне твёрдости сплавов различным
соотношением компонентов, придают данному классу материалов для покрытия
характер универсальности.
Марка сплава |
Тпл, °С |
Свойства покрытий |
Основные области применения |
Сплавы на никелевой основе |
ПР-НД42СР |
1065 |
Стойкость к коррозии, удару, истиранию трением, отличная обрабатываемость.
Низкий коэффициент трения, f = 0,052–0,07 в паре с контртелом из стали 20.
|
Восстановление размеров, сварка деталей, заделка трещин, раковин на деталях
и корпусных изделиях из чугуна. Применяется в стекольной промышленности и др.
отраслях при ремонте корпусного оборудования, деталей транспортных машин.
|
ПР-НС2РП |
880 |
Теплоустойчивость, стойкость к коррозии, удару и истиранию,
невысокая (~930 °С) температура оплавления покрытия и хорошая его обрабатываемость.
|
Восстановление размеров и поверхностное упрочнение формкомплектов
из чугуна в стекольной промышленности
|
ПР-НС2Р |
1070 |
Теплоустойчивость, стойкость к коррозии, удару и истиранию, хорошая обрабатываемость.
|
Восстановление размеров и поверхностное упрочнение матриц из чугуна в стекольной промышленности.
|
ПР-НС2Р2 |
1060 |
Теплоустойчивость, стойкость к коррозии, удару и истиранию.
Твердость выше, чем НС2Р, хорошая обрабатываемость.
|
Восстановление размеров и поверхностное упрочнение матриц из чугуна в стекольной промышленности.
|
ПР-НХ13СР |
1050 |
Стойкость к удару, высокое сопротивление абразивному и эрозионному износу,
окислению на воздухе до 850 °С, коррозии в морской воде и агрессивных средах,
кроме кислых. Твердость выше, чем НС2Р2, f=0,43 при трении по ст. Х12М на воздухе.
Удовлетворительная обрабатываемость.
|
Износостойкие, антизадирные покрытия на стали и чугуне.
Матрицы в стекольной отрасли, оборудование металлургических заводов и
нефтегазовой отрасли, детали транспорта.
|
ПР-НХ4С3Р |
1060 |
Стойкость к износу истиранием. Твердость выше, а стойкость к удару ниже, чем НС2Р.
Удовлетворительная обрабатываемость.
|
Восстановление размеров и поверхностное упрочнение изделий из чугуна.
Матрицы и пуансоны в стекольной отрасли.
|
ПР-НХ9С3Р2 |
1040 |
Стойкость к ударным нагрузкам, износу трением и абразивом,
окислению на воздухе до 800°С, коррозии в водных, щелочных средах
и других промышленных агрессивных средах, кроме кислых.
Удовлетворительная обрабатываемость.
|
Износостойкие, антизадирные покрытия на стали и чугуне: матрицы и пуансоны
в стекольной отрасли, оборудование металлургической и нефтегазовой отрасли,
деталей насосов, компрессоров и транспортных машин. В качестве компонента
шнуров с полимерным наполнителем.
|
ПР-НХ15СР2 |
1025 |
Твердость в диапазонах 38-46 или 42-48 HRC регулируется композицией сплава
по желанию заказчика. Стойкость к удару, высокое сопротивление износу трением,
фреттинг-коррозии, кавитационной эрозии, окислению на воздухе до 800 °С,
коррозии в водных, щелочных средах и других промышленных агрессивных средах.
Ограничение содержание кобальта в сплаве.
Хорошая обрабатываемость твердыми сплавами.
|
Износостойкие, антизадирные покрытия на стали, чугуне, нержавеющей стали.
Восстановление и упрочнение деталей запорной арматуры котлов высокого давления.
Материал аттестован НАКС для применения в технических устройствах объектов
повышенной опасности. Другие области: ремонт и защита металлургического,
химического и нефтегазового оборудования, деталей транспортных машин.
|
ПР-НХ13СР3 |
1030 |
Сопротивление износу трением и абразивом, удару, коррозии в водных,
щелочных средах и других промышленных агрессивных средах.
|
Износостойкие покрытия на деталях металлургического и горного оборудования,
валов и уплотнительных систем насосов, транспортных машин.
|
ПР-НХ7С4Р3 |
980 |
Среднелегированный хромом сплав, с меньшей ТП, чем у НХ15СР2 и НХ9С3Р2
и улучшенной жидкотекучестью при оплавлении. Стойкость к износу трением
и абразивом, окислению на воздухе до 850 °С, коррозии в агрессивных средах.
|
Износостойкие, антизадирные покрытия на деталях из стали и чугуна,
в частности, на внутренних цилиндрических поверхностях гильз экструдеров,
наплавленных индукционной наплавкой (ТВЧ).
|
ПР-НХ16СР3 |
1040 |
Стойкость к удару, высокое сопротивление абразивному износу, фреттинг-коррозии,
кавитационной эрозии, окислению на воздухе до 800 °С, коррозии в водных,
щелочных средах и других промышленных агрессивных средах.
Обработка резанием и шлифованием.
|
Износостойкие покрытия на деталях оборудования энергетического машиностроения
(насосы, запорная арматура для нефтепромыслов), металлургического оборудования
горячих цехов, штампового инструмента, экструдеров шинных заводов,
деталей автомобильного, судового и железнодорожного транспорта,
например, лопастей гребных винтов, деталей тепловозов, сцепок вагонов и пр.
|
ПР-НХ16СР-У |
1050 |
Материал по свойствам аналогичен НХ16СР3, отличается специальными требованиями к
размеру частиц (100-280 мкм) и методу контроля свойств покрытия.
|
Износостойкие покрытия на деталях оборудования энергетического машиностроения
(насосы, запорная арматура для нефтегазопромыслов).
|
ПР-НХ8Д6СРП (ПГ-АН9) |
950 |
Материал по твердости близок к НХ16СР3. Сравнительно меньшая температура
оплавления и низкий коэффициент трения в парах с алюминиевым сплавом АСМ (Al-Sb-Mg)
и антифрикционной бронзой типа Cu-Sn-Pb.
|
Коленчатые валы судовых дизелей, деталей автомобилей. В качестве подслоя используется
композиционный порошок ПГ-Ю-5Н. Износостойкие покрытия на детали из чугуна.
|
ПР-НХ25СР3 |
1050 |
Самофлюсующийся сплав с повышенным содержанием хрома. Стойкость к механическому
износу и газовой эрозии в условиях повышенных температур и динамических нагрузок.
|
Восстановление и защита выпускных клапанов и седел дизелей тепловозов, запорной арматуры.
|
ПР-НХ7С4Р3МД |
1000 |
Стойкость к механическому износу, удару и повышенное сопротивление коррозии.
|
Износостойкие покрытия для деталей, работающих при повышенных нагрузках и высоких температурах.
|
ПР-НХ16СР4МД3 |
1010 |
Высокая стойкость к абразиву и износу трением, кавитации и фреттинг-коррозии.
|
Восстановление и упрочнение транспортных механизмов (ролики, подшипники) металлургического
оборудования горячих цехов, клапанов и шатунов дизелей, валов насосов, плунжеров нефтяных
погружных насосов, паровых клапанов, лопастей, ножей и шнеков смесителей, прессформ
в производстве огнеупоров (керамики) и др.
|
ПР-НХ17СР4 |
1025 |
Высокая стойкость к абразивному и эрозионному износу за счет высокопрочной фазы Cr7 C3,
коррозии в пресной и морской воде, солевых растворах, нефтесодержащих средах,
устойчивость против окисления на воздухе до 700-750 °С. f=0,4 при трении
по ст. Х12М на воздухе.
|
Упрочняющие покрытия на деталях машин и оборудовании горячих цехов металлургических заводов,
нефтяных погружных и грунтовых насосов, газоперекачивающих установок, горно-добывающей,
дорожной и с/х техники. Упрочнение шнеков экструдеров полимерных материалов и др.
|
ПР-НХ17СР4-У |
1025 |
Свойства материала аналогичны ПР-НХ17СР4. Основная фракция 45-125 мкм, >125 не более 3%,
<45 не более 3%. Твёрдость наплавленного покрытия 56-61 HRC, микротвёрдость
напылённого и оплавленного покрытия >595 HV200.
|
Нанесение покрытия методом напыления с последующим оплавлением. Нефтегазовое машиностроение,
упрочнение плунжеров погружных глубинных насосов.
|
ПР-НХ17СР4-Р |
1025 |
Материал отличается от базового ПР-НХ17СР4 улучшенной растекаемостью на поверхности
стальных деталей при оплавлении, например, способностью натекать на боковые грани
деталей без образования валика.
|
Упрочняющие покрытия на деталях машин и оборудовании энергетического машиностроения,
горно-добывающей, дорожной и сельскохозяйственной техники.
|
ПР-НХ18С5Р4 |
1000 |
Повышенная стойкость против абразивного истирания.
|
Защита оборудования и деталей машин от механического интенсивного износа и коррозии.
|
Сплав на медной основе |
ПР-БрОл8НСР |
TS 780TL 980 |
Износостойкий материал с высоким коэффициентом трения f=0,1–0,07.
Прочность сцепления с латунью оплавленных при 990–1000 °С покрытий 160–170 МПа.
|
Износостойкие фрикционные покрытия на деталях из медных сплавов, стали и чугуна
(например, колец синхронизаторов коробки передач).
|
Сплавы на железной основе |
ПР-Х4ГСР |
1200 |
Высокое сопротивление абразивному и гидроабразивному износу.
Сплав образует плотные твердые покрытия при газопорошковой и плазменной наплавке.
|
Защита оборудования, деталей земноснарядов, горнодобывающей, дорожной и
сельскохозяйственной техники от абразивного и гидроабразивного изнашивания.
|
ПГ-Ж14 |
1100 |
Новый самофлюсующийся сплав на основе железо-никелевого твердого раствора
с хорошей жидкотекучестью при оплавлении. Образует плотные, стойкие к удару,
с удовлетворительной обрабатываемостью покрытия.
|
Износостойкие, средней твердости покрытия на стали и чугуне в металлургической
и нефтегазовой отрасли, энергетическом машиностроении и транспорте.
|
ПР-Х11Г4СР (ФМИ-2) |
1130 – 1150 |
Эвтектические сплавы стойкие к абразивному, масляно-абразивного истиранию,
коррозионно-механическому разрушению, кавитации и газовой эрозии.
Покрытия обладают повышенной пластичностью, обрабатываются точением.
|
Восстановление деталей машин и оборудования нефтегазовой отрасли,
транспорта, сельскохозяйственной и дорожной техники.
Например, ФМИ-2, ФМИ-5 в смеси с низколегированной порошковой
сталью ПР-Н4Д2М применяется для наплавки опорных шеек валов,
ФМИ-4 - преимущественно для наплавки на изделия из чугуна.
|
ПР-Н19Г10СР (ФМИ-4) |
ПР-Н9Г4СР (ФМИ-5) |